ВP1943Pгоду школьники подмосковной Каширы собрали денежные средства на постройку самолета и обратились к Верховному ГлавнокомандующемуPИ.PВ.PСталину с просьбой вручить его их земляку летчику А.PИ.PВыборнову. Просьбу удовлетворили, и на борту одного из Як-9 появилась надпись: «А.PИ.PВыборнову от каширских школьников». ВP1944Pгоду на этом истребителе капитан Выборнов совершил подвиг. В воздушном бою был подбит самолет старшего лейтенанта Твирякова, приземлившегося на территории противника. Выборнов пошел на выручку. Посадив свой «як» рядом с поврежденным истребителем, на виду бегущих к ним немцев, Выборнов перетащил раненого пилота в свой истребитель и поднялся в воздух.
Как оказалось, «як» оказал медвежью услугу Василию. Местные подхалимы политработники распорядились на руле поворота нарисовать с одной стороны орден Красного Знамени, а с другой орден Александра Невского, которым уже был награжден полковник Василий Сталин. Что только не делает угодливость! В первом же боевом вылете на этой машине на Северо-Западном фронте немцы с удовольствием погоняли В.PСталина. После вылета полковник зло распорядился: «Убрать это художество!» Впоследствии Василий, в знак уважения к комкору, подарил ему этот Як-9».
В нашей эскадрилье Як-9 оказался случайно. Поначалу самолет стоял на Центральном московском аэродроме. Мне пришлось перегонять его в расположение нашего полка, на аэродром Люберцы. Впоследствии перелетал на нем на очередной театр военных действий. Поэтому он был в боевом расчете 3-й эскадрильи и под опекой нашего техсостава.
Як-9 с надписью «Малый театр фронту» летчика А.А. Батизата
«Когда-то эту машину (Як-9.P Прим. авт.),P рассказывал Федор Федорович,P главный конструктор Яковлев лично подарил полковнику В.PИ.PСталину. Самолет был изготовлен, как говорили, по специальному заказу: полированный фюзеляж, особый камуфляж, выделявшийся из общего «зеленого» стандарта.
К сожалению, до сих пор не удалось обнаружить в архивах итоги деятельности полка Клещева, а войсковые испытания этой машины, видимо, не проводились. Сохранился лишь Як-9 И.PИ.PКлещева, экспонирующийся ныне в музее техники В.PЗадорожного в подмосковном Архангельском. Некоторые фрагменты из истории 434-го иап сохранились благодаря воспоминаниям летчика этого полка Ф.PФ.PПрокопенко.
Одним из первых истребители Як-9 получил 434-й отдельный иап (командир Герой Советского Союза майор И.PИ.PКлещев, военком батальонный комиссар Стельмашук). До поступления в полк новой техники, с июня по август 1942Pгода, летчики под Сталинградом уничтожили 90 самолетов врага. Но в начале осени 434-й иап вышел из боя. В октябре полк, получив самолеты Як-9, снова перебазировался под Сталинград и вошел в состав 16-й воздушной армии.
Компоновка истребителя Як-7
Согласно графику, утвержденному наркомом авиационной промышленности А.PИ.PШахуриным в сентябре 1942Pгода, НКАП (точнее, завод 153) должен был сдать из сборочного цеха 20 Як-9, из них 15 готовых к бою. СP16 сентября и до октября предприятие ежедневно сдавало и облетывало заказчику по одной машине. В следующем месяце, начиная с пятого числа, запланировали еще 40 машин, причем с 17 октября должны были сдавать ежесуточно по два Як-9. В ноябре запланировали 73 истребителя нового типа. Однако этим планам не суждено было сбыться. До конца 1942Pгода Новосибирский завод 153 выпустил лишь 59 новых «яков», большая часть из них и попала на фронт под Сталинградом.
Эта машина, сохранявшая некоторое время обозначение Як-7ДИ, отличалась одноместной кабиной пилота с фонарем без гаргрота. Первые Як-9 (Як-7ДИ) по 24-ю серию включительно выпускались с фюзеляжами по типу Як-7 и сохранили за кабиной летчика запасной отсек с полом. Щитки на основных опорах шасси сделали цельными. Как и на Як-7ДИ, на истребителе имелись мотор-пушка МПШ-20 (ШВАК) и синхронный пулемет УБС с боезапасом 120 и 200 патронов соответственно, но отсутствовали крыльевые бомбодержатели. Кроме стандартного набора пилотажно-навигационных и контролирующих приборов, самолет укомплектовали радиостанцией РСИ-4 и кислородным прибором КПА-3бис.
Истребитель Як-7ДИ успешно выдержал государственные испытания и рекомендовался к серийному производству при условии устранения выявленных дефектов. После его доводки, затянувшейся почти на два месяца, появился новый самолет эталон Як-9, запущенный в серийное производство на трех заводах: 153 имени В.PП.PЧкалова в Новосибирске, 166 в Омске и 82 в Москве.
В ходе заводских испытаний, проведенных летчиком П.PЯ.PФедрови в октябре 1942Pгода (первый полет 1 октября) под руководством ведущего инженера К.PВ.PСинельщикова, выяснилось, что истребитель при нормальном полетном весе 2825Pкг (вес пустого 2348Pкг, горючего 300Pкг) развивал скорость до 593Pкм/ч на второй границе высотности (3600 метров), что на 23Pкм/ч превышало аналогичный параметр его предшественника Як-7Б.
Як-9 на исполнительном старте
Для заводских испытаний подготовили сразу три отличавшихся друг от друга самолета Як-7ДИ. Первый вариант машины сохранил серийный двухсторонний всасывающий патрубок и костыльное колесо размером 300х125Pмм. Второй с односторонним всасывающим патрубком с левой стороны и третий с односторонним всасывающим патрубком с левой стороны, хвостовым колесом размером 255х110Pмм, с герметизированными щелями фюзеляжа, модифицированными водо и маслогондолами, увеличенными выходными отверстиями выхлопных патрубков и установленными на них ребрами. Из них в октябре 1942Pгода выбрали последний с уменьшенным размером колеса хвостовой опоры и герметизированными щелями в фюзеляже. С машины сняли два крыльевых бака, сократив запас горючего до 320Pкг. Имелись и другие с виду незначительные, но немаловажные в эксплуатации и бою отличия.
История Як-9, как уже говорилось, началась в июне 1942Pгода, когда на авиационном заводе 153 имени В.PП.PЧкалова в Новосибирске облегчили Як-7Б, заменив деревянные лонжероны крыла металлическими и сняв один из синхронных пулеметов УБС. Новая машина с мотором М-105ПФ и винтом ВИШ-61П, получившая обозначение Як-7ДИ (дальний истребитель), имела увеличенный запас горючего в четырех крыльевых баках, соединенных с расходным бачком так, чтобы обеспечивался равномерный расход топлива из всех емкостей.
В декабре 1942-го, когда до Нового года оставалось менее двух недель, в небе под Сталинградом появился новый истребитель Як-9. Поначалу немецкие пилоты, встретившись с ним в бою, приняли самолет за Як-1. Смущало лишь отсутствие гаргрота за кабиной летчика и исключительная маневренность как на вертикалях, так и в горизонтальной плоскости. Як-9 заходил в хвост основного истребителя противника Ме-109F после трех-четырех виражей, а на вертикалях после первого же боевого разворота.
Последний поршневой истребитель А.PС.PЯковлева
Глава 7 Последний поршневой истребитель А.PС.PЯковлева - Неизвестный Яковлев. «Железный» авиаконструктор
Комментариев нет:
Отправить комментарий